Программы. Настройки. Диагностика. Интернет. Периферия. Советы

Какой монитор безопасен для зрения. Лучшие мониторы для глаз

Наше дело осветить показывающий цветные прямоугольнички ящик (монитор) с точки зрения безопасности для глаз и Вашего здоровья в целом.

Мониторы бывают разные. С точки зрения устройства подавляющее большинство экранов перед нами всего двух типов – жидкокристаллические и с кинескопом в виде электронно-лучевой трубки. Плазменные панели и LED-мониторы ещё не получили большого распространения в бытовом компьютеростроении и поэтому пока мы их оставим в сторонке.

Если в офисах и в квартирах число ЭЛТ-кинескопов неизменно падает, то профессиональную графику до сих пор делают именно на них, потому что ЖК-мониторы не в состоянии передать всю полноту цветовой гаммы. Но для нас это не важно. Главное – загромождающие стол сундуки ещё существуют и пользуются спросом, а значит, способны причинить нам вред. И не только падением с большой высоты на голову.

Страшный дядя Кинескоп

Итак, особенности ЭЛТ-кинескопов, влияющие на Ваше здоровье

— Электромагнитное излучение . Чем Вы дальше сидите от экрана – тем оно слабее. Но вообще-то это излучение экранируется специальными ферритовыми экранами-чашками, поэтому расстояния в 40-60 см вполне достаточно для комфортной работы. Можно для успокоения поставить возле монитора кактус. Можно положить сухую губку – она впитывает электромагнитное излучение не хуже кактуса.

Кстати, вредное влияние электромагнитного излучения на мозги айтишников не доказано, но, поскольку время от времени кто-то из них жалуется на непонятные симптомы, то на всякий случай решили считать электромагнитное излучение вредным и регламентировать его количество в мониторах.

— Ионизирующее излучение. Как правило, его выход наружу в современных исправных кинескопах исключён. То, что может вырваться к Вам, блокируется защитным стеклом с содержанием свинца. Но не пользуйтесь, пожалуйста, неисправными кинескопами.

— Самый видимый фактор, мешавший нам сидеть за ЭЛТ-монитором сутками кряду – мерцание. Лечится увеличением частоты кадров до значения 85 Гц и выше. Если это поддерживается видеокартой компьютера, естественно. Если где сохранились старые мониторы, то в них частота кадров никак не регулируется выше 75 Гц и поэтому после восьмичасового сидения в офисе у народа жутко болели глаза. Впрочем здесь могут помочь аптеки москвы, в них полно чудодейственных лекарств. Наше периферийное зрение более чувствительно к мерцанию и поэтому при неправильно настроенном мониторе кажется, что посередине изображение нормальное, а края – дрожат.

— Высокое напряжение. Опасно тем, кто захочет залезть вовнутрь при невыключенном устройстве . Кстати, при многолетней эксплуатации вовнутрь корпуса монитора набивается пыль. Рано или поздно это может привести к возгоранию внутри корпуса или перегоранию электронной начинки. Поэтому иногда было бы неплохо продувать внутренности монитора струёй воздуха при снятой задней крышке. Только не забудьте выдернуть сетевой шнур мониторы из розетки.

— Ядовитые вещества присутствуют, но если отвлечься от того варианта, что Вы будете крушить монитор молотком попутно вдыхая и пробуя на вкус все его компоненты, то Вам вряд ли удастся причинить себе ими вред . Можно рассмотреть ещё вариант с нездоровой китайской пластмассой – если Вы купили монитор с рук на вьетнамском рынке за смешную цену, то есть риск постоянно травиться парами фенола и прочими компонентами, делающими пластик красивым, но вонючим.

В ЖК-мониторе отсутствует рентгеновское излучение, но присутствуют все остальные факторы.

Чего боятся шведы

Безопасность мониторов регулируется несколькими стандартами. Обычно в уголке есть небольшая наклейка. У меня это – ТСО’ 03.

ТСО – это такой шведский профсоюз, занятый регламентацией компьютерного оборудования с точки зрения безопасности и удобства для работы. Правила испытаний и тестов разработаны на основании данных, полученных от миллиона шведских офисных работников. С начала девяностых годов данный стандарт является международно признанным. Так что, если увидите наклеечку ТСО – оборудование качественное, безопасное и экологически безвредное.

Тесты этого стандарта делятся на несколько групп.

Визуальная эргономика. Сюда входят требования к геометрическим параметрам экрана, линейности изображения, ортогональности, яркости, контрастности, цветопередачи, стабильности изображения. Конечно, каждая характеристика измеряется по самым разным параметрам.

Кстати, в визуальную эргономику входит такие неожиданные параметры, как отражающие свойства и глянцевитость рамки дисплея. Оптимальная рамка должна быть серебристого цвета. Чёрные, белые и никелированные противопоказаны стандартом ТСО как создающие блики, отвлекающие внимание или сильно контрастирующие с изображением.

Эргономика рабочего места. Здесь измеряется способность монитора менять углы наклона по вертикали и по высоте. То есть, при любой конструкции стола, на любом кресле человеку любого телосложения и роста должно быть удобно работать.

Излучения. Здесь тестируются переменные электрические и магнитные поля, накапливаемый потенциал статического электричества и акустический шум, издаваемый монитором для мониторов с принудительной системой охлаждения.

Электробезопасность. Здесь всё понятно – все электрические цепи должны быть максимально защищены, монитор не должен взорваться или загореться при подаче повышенного напряжения, человек не должен пострадать от удара током.

Экологическая безопасность. Регламентируется содержание опасных веществ в элементах конструкции монитора – свинца, кадмия, брома, хлора, ртути. Устанавливается нормативы по использованию пластмасс на основе хлора и брома, а так же по готовности элементов конструкции монитора к утилизации.

Энергосбережение. Тут ТСО заботится не только о Ваших счетах за электроэнергию, но и о глобальных последствиях неэкономного расходования энергоносителей.

Кроме стандарта ТСО есть ещё шведский же стандарт MPR II, регулирующий количество электромагнитного и рентгеновского излучения в мониторе. Но поскольку требования ТСО гораздо жёстче и шире, то рассматривать второй стандарт мы не будем.

На видео: Выбор компьютерного монитора безопасного для глаз.


Все на выборы монитора

Теперь делаем выбор. Мы определились, что нам нужен ЖК-монитор соответствующий стандарту ТСО. А диагональ? А формат дисплея? А прочие параметры? Берём же вещь, которая будет перед глазами не год, и не два. И апгрейду мониторы не поддаются. Возьмёшь не то – считай, деньги зря выкинул.

С точки зрения удобства работы, а, следовательно, и Вашего здоровья, лучше всего подходят современные дисплеи с форматом экрана 16:9 и диагональю не менее 20-ти дюймов.

Причина – на таком мониторе можно разместить рядом два документа. Или один, но большой. Или документ и окно браузера. То есть, Вам не надо постоянно переключаться между окнами, что, в общем, снижает нагрузку на зрение и рассеивание внимания.

Слишком большой монитор – тоже не очень удачная покупка. В качестве эксперимента попробуйте подключить системный блок к цифровому телевизору с диагональю в 28-32 дюйма и немного поработать. Естественно, что если Вы работаете с чертежами или графикой, то такой размер лишним не будет, но для прочих надобностей лучше выбрать размер немного поменьше.

Второй фактор – время отклика, слишком большое значение которого портило жизнь пользователям первых ЖК-мониторов. Это значение чем меньше – тем лучше. Числовое значение можно не запоминать – просто при покупке быстро поводите мышкой – если за ней не остаётся остаточный шлейф – значит, монитор вполне пригоден для эксплуатации и глаза за ним уставать не будут.

Третий фактор – битые пиксели. Их влияние чисто психологическое – мерцающие чёрные пятнышки отвлекают, всё время их хочется отскоблить. При покупке монитора обязательно проверьте наличие битых пикселей специальной программой.

Перед покупкой сначала изучите ассортимент магазинов, выпишите понравившиеся модели. Потом почитайте отзывы об этих мониторах в сети. Поищите сравнительные тесты. Походите по знакомым, посмотрите, на чём работают они. Поинтересуйтесь наличием у них головных болей и состоянием зрения. Если симптомы усталости присутствуют – не берите такой монитор.

Кстати, ЖК-мониторы отличаются устройством матрицы, а так же применением различных фирменных технологий, улучшающих качество изображения. Если Вам нужно устройство для офисной работы – нужно выбирать один монитор, если Вы – геймер – нужна другая разновидность, а если работаете с графикой – тогда вообще выбор монитора превращается в целую проблему. Но это уже совсем другая история.

На видео: Как выбрать компьютерный монитор?


Почему глаза устают от монитора? Почему за одним экраном глаза краснеют через полчаса, а за другим можно проработать целый день и не утомиться? И что с этим делать?

Стоит ли искать врагов народа среди производителей и качать права в сервис-центрах? Нужно ли перепробовать десяток мониторов, чтобы вдруг найти для себя тот, за которым глаза не устают?

Меж тем, аспектов проблемы несколько, и каждый дает свой вклад в дискомфорт для зрения.


1. Чрезмерная яркость подсветки и рабочее окружение

Оптимальная светимость монитора для работы с графикой прописана в ГОСТе (см. А. Френкель, А. Шадрин “Колориметрическая настройка мониторов”, книга есть бесплатно в свободном доступе).
Но мы сейчас будем говорить не о рабочем месте профессионального цветокорректора, а о среде реального пользователя.
Дело в том, что наши условия работы обычно сильно отличаются от того, что описано в ГОСТе. Кто-то сидит лицом к окну и вынужден выкручивать подсветку на максимум. Кто-то наоборот расположился спиной к источнику света и постоянно борется с бликами. У некоторых зачем-то позади экрана включена настольная лампа и бьет в глаза (да-да, знаю и таких!).
Часто эти условия нельзя изменить (работодатель тупица, например).
Но лучше всего поставить монитор боком к окну (как и весь рабочий стол, помните, как стоят парты в школе? - окно слева). При этом вы не только не будете испытывать проблем с яркостью и бликами, но скорее всего еще и не понадобится постоянно менять силу подсветки в течение дня.

Почему слишком яркая (как, впрочем, и слишком тусклая) подсветка утомляет глаза?
Отверстие зрачка управляется мышцами двух типов (расширяющие симпатические волокна, которые идут радиально, и сужающие парасимпатические, расположенные по окружности), которые поддерживают нужный диаметр, в зависимости от освещенности, как диафрагма на фотокамере. Причем происходит это постоянно и рефлекторно, без нашего сознательного участия:


Если приходится долго поддерживать напряженными мышечные волокна, то они устают. Причем от постоянного сужения зрачка глаза устают сильнее. В сумерках или даже в полной темноте нам комфортнее отдыхать и расслабляться, чем на ярком свету. В потемках глаз и мозг как бы переходят в стадию отдыха, но лишь до тех пор, пока мы не пытаемся их заставить работать в этих условиях, то есть воспринимать и обрабатывать зрительную информацию. Тогда нехватка яркости тоже будет сильно утомлять.
Кроме того, при недостаточной или чрезмерной яркости мы еще вынуждены держать в напряжении веки глаз и моргать слишком редко или слишком часто. От этого могут утомляться мышцы, слезиться глаза или наоборот сохнет слизистая.

Как правильно отрегулировать яркость монитора, чтобы заканчивать каждый рабочий день со здоровыми глазами?

Чаще всего заводская настройка подсветки сделана так, чтобы показать монитор во всей красе на витрине магазина. Да, ярко, контрастно, цветасто. Мы приносим его домой, включаем, офигеваем и начинаем убавлять яркость, пока нам не покажется, что хватит.
Мы не учитываем одного физиологического фактора. При переходе от светлого к темному время адаптации зрения может быть до 5 минут. То есть мы убавляем подсветку, а зрачок еще не расширился адекватно этой яркости, сетчатка не отреагировала, и нам кажется, что слишком темно.
Многие так и работают чуть ли не на максимальной яркости, и их глаза постоянно напряжены, чтобы это компенсировать.

Между тем, правильнее настраивать подсветку не от максимального, а от минимального значения, постепенно прибавляя. Ведь к повышению освещенности глаз адаптируется намного быстрее, чем к понижению — для этого требуется всего 5 секунд, а не 5 минут!
Начинаем с минимума и прибавляем яркость подсветки до тех пор, пока глаза не станут считывать информацию без напряжения, в расслабленном состоянии. Обычно этот момент достижения комфортного уровня хорошо чувствуется — вот была нагрузка на глаза, и вот она вдруг прошла.

Какую картинку выводить на экран при настройке?

Конечно это не должно быть белое поле, которое напрочь ослепляет. Я обычно беру какую-то хорошо знакомую фотографию или вообще ориентируюсь на старые добрые тестовые обои Realcolor . Заодно по ним можно увидеть, правильно ли настроена гамма (кривая контраста).

2. Чрезмерный контраст и микроконтраст

Современные мониторы обладают очень высоким контрастом (то есть разницей между самым темным и самым светлым одновременно воспроизводимым оттенком). Особенно это касается OLED-технологии. Но и другие не отстают.

Это и хорошо, и плохо для глаз. Хорошо, потому что четко видно изображение, и плохо, потому что в рамках сравнительно небольшой площади монитора оказываются рядом участки с очень сильным контрастом, не укладывающимся в возможности глаза. То есть мы не можем одновременно адекватно воспринять весь диапазон полутонов. Глаз не понимает, что ему делать — то ли сжать зрачок для светлой части картинки, то ли расширить для темной.

Проблема еще усугубляется тем, что при заводской настройке обычно тени излишне "завалены", а света выбиты. То есть там, где в цифровой картинке на самом деле еще есть полутона, на экране мы видим или сплошную черноту, или белое поле без деталей.
Примерно так могут выглядеть тестовые обои Realcolor с сильным контрастом до калибровки монитора:


Это вынуждает нас сильно напрягать глаза, тщетно всматриваясь в тени и света в поисках информации, которую "съела" чрезмерно контрастная настройка.

Проблема обычно решается профилированием монитора. В результате этой процедуры, если мы выбираем настройку Gamma 2.2 или L*, полутона более плавно распределяются по всему диапазону, а детали в тенях и в светах читаются уже намного легче. При этом разница между самым светлым и самым темным тоном обычно становится меньше, т.е. падает контраст.


Конечно картинка от этого становится менее эффектной, не такой впечатляющей, особенно если речь о просмотре кино или играх, но мы сильно облегчаем жизнь нашим глазам при работе, легче читаются детали в тенях и в светах, такое изображение проще и комфортнее воспринимать. По этой же причине бумажная книга не так утомляет зрение, как текст на светящемся экране планшета или смартфона.

LCD-панели имеют и большой микроконтраст, их картинка намного более четкая, чем у старых ламповых мониторов (за исключением разве что технологии Trinitron).
С одной стороны, это хорошо, не нужно всматриваться. С другой стороны, отчетливо видимые квадратики пикселей — это лишняя, неестественная информация для глаз. За редким исключением мы не хотим видеть ячейки экрана вместо гладкой картинки. И в этом смысле retina-дисплеи конечно облегчают восприятие за счет плавности контуров. Целесообразность 4К и 5К мониторов мы сейчас не обсуждаем, этому у меня посвящен другой материал.

3. Цветовая температура

Обычно на заводе мониторы настраивают на их "родную" цветовую температуру, то есть к исходным значениям цвета нейтральных пикселей не применяются никакие дополнительные коэффициенты, и на белой заливке мы получаем фактически чистый цвет подсветки (будь то лампы или диоды). Это обусловлено в том числе и технической особенностью — для светодиодов и люминесцентных ламп максимальная световая эффективность достигается в холодной сине-зеленой части спектра.
Поэтому заводская настройка обычно дает холодную картинку (высокую цветовую температуру — 6500 К и выше).
Кстати сказать, по ГОСТу эта температура как раз и рекомендуется для подготовки цифровых изображений для просмотра на мониторах. Опять же, потому что заводская калибровка в основном такая.

Однако надо еще учитывать, что 6500 К - это лишь одна из координат цвета. При температуре 6500 К изображение может быть и розоватым, и зеленоватым, отклоняясь от графика ЦТ по вертикали:


А теперь давайте посмотрим, что лучше не для машины, а для наших глаз.
Считается, что типичный европеец склонен более комфортно воспринимать теплое освещение и колорит, смещенный в область желтых оттенков. Свидетельства тому легко можно отыскать и в мировой живописи, и в цветопередаче лучших фотопленок.
В быту мы считаем уютным скорее теплый свет, чем холодный. Если поставить рядом две настольные лампы с синеватым и желтоватым светом, то будет вполне очевидно, какая из них более приятна для глаз.
Отчасти это связано с чисто национальными особенностями и стереотипами мышления, но также и с тем, что система “автоматического баланса белого” в нашем зрительном аппарате (в связке “глаз-мозг”) с большей легкостью компенсирует теплый оттенок освещения.
Человек - дневной хищник. Поэтому от природы его глаза как бы “настроены” воспринимать естественно нейтральным солнечный свет. А искусственное освещение испокон веков было желтоватым - это и открытое пламя, и лампы накаливания, которые лишь недавно начали уступать позиции различным энергосберегающим источникам света, у которых спектр больше похож на порнографию неизвестного художника. Была у меня и на эту тему .

Страница бумажной книги тоже ассоциируется с желтоватой бумагой. Достаточно вбить в поиск в гугле запрос "book page":


Вы не отыщете здесь ни одной синей или даже голубоватой страницы.
Для нас комфортно то, к чему мы привыкли за несколько веков, а не то, что пришло в нашу жизнь за последние два десятилетия.
Кстати, второй стандарт настройки мониторов, описанный в ГОСТе и предназначенный для подготовки макетов в печать, как раз предполагает цветовую температуру 5500 К как приближенную к типичной белизне бумажного листа.

Суммируя все сказанное, легко понять, что комфортнее всего будет работать за монитором, настроенным на невысокую цветовую температуру. Вполне подойдет точка белого D55 (5500 K), которая при этом еще и является стандартом допечатной подготовки.
Поначалу такая калибровка может показаться слишком желтой, но глаза быстро привыкнут и скажут спасибо.
И хотя некоторые пользователи, чей род занятий не связан с цветом, могут вообще не придавать значения цветовой температуре, надо помнить, что она все равно неизбежно влияет на утомляемость зрения.

4. Мерцание экрана

Сегодня мерцающий монитор - штука не такая уж и редкая.

Раньше экраны на электронно-лучевых трубках вообще всегда имели частоту развертки, которая могла быть выше или ниже, но она всегда была. На практике это выражалось в том, что картинка отрисовывается электронным лучом на экране построчно сверху вниз, но изображение быстро затухает, т.е. когда луч доходит до нижней части экрана, верхние строчки уже тускнеют.
Глазом это воспринимается как более или менее выраженное мерцание, которое утомляет.
Когда я пользовался ЭЛТ-монитором, то мог безошибочно различить частоты развертки в 60, 75, 80, 100 герц. Низкая частота воспринимается как нарастающее давление на глаза. Мы не видим самого мерцания, но ощущаем его, особенно боковым зрением. Если переключить монитор с низкой частоты развертки сразу на 100 герц, то чувствуется, как глаза расслабляются.

У современных LCD-мониторов изображение воспроизводится по несколько иному принципу. Пиксели на них не гаснут, а картинка лишь обновляется на новую с определенной частотой, что не воспринимается как мерцание.

Однако и у такого монитора может быть свой подвох. Все дело в подсветке.
Будь то люминесцентная лампа или светодиоды, яркость их свечения определенным образом управляется электроникой. Самый простой и дешевый способ изменения яркости - это широтно-импульсная модуляция (ШИМ).


Переводя картинку на простой русский язык - чем более частыми и более длинными импульсами мерцает лампа или диод, тем ярче будет казаться его свечение.
Понятно, что на небольшой яркости импульсы будут или более редкими или более короткими, а значит более ощутимым будет эффект мерцания.

Обычно мы не видим этого эффекта напрямую, хотя можем подсознательно чувствовать его как “дрожание” картинки и дискомфорт, что вносит свой вклад в утомляемость при долгой работе.

Другой метод регулировки яркости - изменение напряжения. В контексте цифрового управления монитором этот метод реализуется несколько сложнее. Но плюс его в том, что изображение не мерцает, т.е. мы всегда видим статичную картинку, как если бы это был слайд на просмотровом столе.

Обычно производитель никак не указывает, что яркость подсветки на мониторе регулируется за счет ШИМ. Но это легко определить так называемым “карандашным тестом”.
Берем в руку карандаш или ручку и начинаем быстро махать перед монитором, на котором выведена какая-нибудь светлая статичная картинка.
Если экран мерцает, то размазанный шлейф от карандаша будет прерывистым, а если мерцания нет - то сплошным.


Однако надо учитывать и такую особенность, что при максимальной яркости мерцания может и не быть вовсе - импульсы будут как бы вполтную прилегать друг к другу, сливаясь в один непрерывный. Но стоит уменьшить яркость, как пульсация неизбежно вылезет, если она есть.

Понятно, что нужно отдавать предпочтение мониторам без ШИМ, поскольку, хотя этот эффект может и не быть заметен напрямую, он все равно будет портить нам нервы и здоровье при длительной работе.

5. Размер монитора и дистанция просмотра

Сегодня, когда свободно доступны мониторы с диагональю 26-30” и даже более, многие стараются купить что-то побольше - “про запас”. Много не мало, понятно.
Хотя большой монитор и позволяет увидеть больше деталей изображения при меньшем напряжении глаз, здесь тоже есть свои нюансы.

Допустим, у нас часть экрана занимает белое окно текстового редактора или браузера, а другая часть отображает более темный рабочий стол.


Если монитор маленький или расположен на адекватном расстоянии, то он занимает лишь часть поля зрения, и глаз просто придерживается некой средней “экспозиции”. Но если экран имеет значительный размер (или же если мы уперлись носом в экран), то при переводе взгляда с окна программы на область с иконками справа глаз будет вынужден постоянно адаптироваться к более темному изображению и наоборот.

Естественно, это не проходит даром, и мы утомляемся.
Если купил большой монитор, нужно стараться работать за ним на достаточном расстоянии и, увлекшись работой, не “падать” со временем в его сторону, попутно скрючиваясь в позу вопросительного знака - ведь комфорт позвоночника влияет и на состояние всего организма в целом.

1. Настройте подсветку монитора от минимума, постепенно прибавляя, и остановитесь ровно в тот момент, когда информация будет восприниматься достаточно четко и без напряжения.
Избегайте контрастной обстановки в комнате и источников света как позади, так и спереди от монитора.

2. Понизьте контраст изображения, улучшив попутно читаемость светов и теней. Для этого профилируйте монитор на Gamma 2.2 или, лучше, на L*. Иногда можно обойтись и аппаратными установками.

3. Настройте монитор на “теплую” цветовую температуру (около 5500 К) - сделать это можно как средствами настройки на самом мониторе, так и в процессе профилирования.

4. Убедитесь в том, что подсветка монитора не мерцает - с помощью простого “карандашного теста”. Если есть мерцание (ШИМ), и при этом глаза устают, то не мучайте себя, избавьтесь от этого монитора и купите нормальный.

5. Держитесь на адекватной дистанции от экрана, так, чтобы он не занимал всё поле вашего зрения целиком - при этом глаза будут меньше перестраиваться при переводе взгляда от светлого к темному. И следите за осанкой, конечно.

Врачи-офтальмологи не устают твердить, что визуальный контакт с экраном гаджета — не лучшее времяпровождение для наших глаз. Какие характеристики экрана смартфона влияют на зрение и что необходимо учитывать при выборе дисплея, расскажем в этом материале.

Медицинский «ликбез» от CHIP

Человеку, который проводит много времени в компании смартфона или любого другого устройства с дисплеем, следует опасаться двух вещей. Первая из них — это сухость глазного яблока, вторая — риск развития близорукости.

В норме мы моргаем около восемнадцати раз в минуту. При такой частоте движения век роговица глаза постоянно увлажняется слезной жидкостью. Глядя в экран, будь то монитор, экран ТВ или дисплей смартфона, мы попросту забываем моргать, из-за чего возникает ощущение сухости и усталости глаз. Ученые подсчитали, что при контакте с экраном частота опускания век снижается до 2-3 раз в минуту — почти в 9 раз!

Защитные очки без диоптрий пригодятся не только хипстерам, но и гаджетофилам

Близорукость, или миопия, вызванная контактом с экраном, бывает истинной и ложной. Сначала возникают спазмы глазных мышц, из-за которых при резком отрыве от экрана окружающая действительность начинает «расплываться». Это так называемая ложная миопия. Если же глазные мышцы постоянно испытывают напряжение, она постепенно нарастает, переходя в близорукость истинную, при которой глазное яблоко немного вытягивается. Тут уже ничего не попишешь — приходится надевать очки.

Каким образом дисплей цифрового устройства так плохо влияет на наши глаза? Есть несколько важных характеристик экрана смартфона, которые определяют, насколько вреден контакт с ним для человеческого зрения.

PPI: количество точек на дюйм

Первая важная с офтальмологической точки зрения характеристика дисплея смартфона — это соотношение между его размером и разрешением, то есть количество точек на дюйм (pixels-per-inch или PPI).

В плане вреда для зрения это соотношение следует рассматривать следующим образом. Маленький экран с высоким разрешением гораздо более безопасен для глаз, чем большой с низким. На маленьком экране с высоким разрешением PPI будет выше, так как пиксели будут располагаться плотнее друг к другу, и картинка будет более четкой.

И наоборот: чем больше экран и ниже разрешение, тем ниже показатель PPI, и тем более размытым становится изображение. Из-за этого наши глаза вынуждены будут напрягаться, самостоятельно подстраивая резкость. Это ведет к вышеупомянутому перенапряжению и спазму мышц, который впоследствии может привести к близорукости.


Если не следить за собой, то очки вскоре станут печальной необходимостью

Если вы хотите выбрать смартфон, который будет более безопасным для глаз, при покупке обратите внимание на размер диагонали экрана (в дюймах) и разрешение (ширина в пикселях и высота в пикселях). Соотношение между ними и будет значением PPI.

Для примера возьмем два экрана с одинаковым разрешением 720×1280 (HD). Первый имеет диагональ 4,3″, и его PPI будет равен 342. Второй с диагональю 4,7″, и его PPI — 312. Несмотря на то, что оба дисплея являются HD-экранами, первый для глаз все-таки безопаснее.

Подсчитать PPI смартфона вашей мечты можно при помощи специальных онлайн-калькуляторов — например, вот такого . А если вам любопытно, насколько вреден для глаз ваш текущий смартфон, можно посетить сайт DPI love , который автоматически определит фактическую диагональ и разрешение экрана и подсчитает ваш показатель PPI.

Яркость и технология подсветки

Человеческий глаз не приспособлен к тому, чтобы долго смотреть на яркий свет. Сколько вы продержитесь, уставившись на лампочку? Смартфоны и другие цифровые гаджеты помещают нас в искусственную обстановку, в которой мы вынуждены долго различать текст и изображения на фоне яркого освещения.

Именно это является причиной неестественной реакции организма: мы перестаем моргать. Глазное яблоко не смачивается достаточным количеством слезной жидкости, и в глазах возникает сухость, напряжение, ощущение «песка». Все в совокупности называется специальным медицинским термином – «синдром сухого глаза».

Здесь действует следующее правило: чем ярче и резче свет, тем вреднее он для глаз. Первый параметр зависит от того, насколько ярко светит экран по отношению к окружающей обстановке (читать с экрана ночью в темноте — определенно вредно), но это можно подкорректировать в настройках смартфона. Второй больше зависит от типа дисплея и использующейся в нем технологии подсветки.


От солнца мы защищаемся темными очками, а от подсветки - почему-то ничем

Более старые дисплеи семейства LCD используют технологию постоянной подсветки. Жидкие кристаллы, составляющие основу таких дисплеев, подсвечиваются изнутри, за счет чего и формируется изображение. В зависимости от подвида дисплея, подсветка может быть более яркой или более приглушенной. Так, более дешевые дисплеи LCD-TFT тусклее, чем более продвинутые LCD-IPS, в которых применяется усиленная подсветка. Тем не менее, эффект здесь один и тот же: глаза постоянно подвергаются воздействию яркого света.

Более современные OLED-дисплеи в этом плане менее вредоносны, так как подсветка в них выборочная. Фактически, OLED-дисплей «всегда выключен», а светодиоды, составляющие основу экрана, загораются в зависимости от того, где и что нужно отобразить. Соответственно, световое воздействие этих экранов куда ниже, чем у предшественников, а свет намного мягче и безвреднее для глаз.

В целом, можно сказать, что четко ранжировать смартфоны по безвредности для глаз при всем желании не получится. Нельзя с уверенностью утверждать, что смартфон не портит зрение только потому, что он имеет разрешение Ultra HD или использует технологию Super AMOLED. Оценивать то, насколько экран подходит для ваших глаз, нужно исходя из комплекса факторов, и в первую очередь — из соображений собственного комфорта.

Жизнь современного человека очень тесно, можно даже сказать неразрывно связана с дисплеями и мониторами. Работая, мы на долгие часы втыкаемся в монитор, а отдыхая, садим себе зрение экранами телевизоров и смартфонов. К тому же среди нас много любителей компьютерных игр. В процессе игры происходит усиленная нагрузка на глаза - они реже моргают, и слизистая оболочка получает недостаточно влаги. Совсем печальна ситуация, когда ваш монитор выдаёт нечёткую картинку и вдобавок имеет видимую частоту мерцания подсветки. Для определённых моделей мониторов свойственна характеристика «безопасный». Какие критерии выбора на это указывают?

ТОП-10 лучших мониторов для защиты глаз

На что обратить внимание выбирая монитор для глаз?

1. Наличие технологий защиты зрения

Эффект мерцания, обусловленный широтно-импульсной модуляцией (ШИМ) - большая проблема для наших глаз, и на это обратили своё внимание производители, создав технологию Flicker-free (не путать с Flicker-safe). Регулировка яркости подсветки в таком случае происходит за счёт управляющего сигнала, имеющего фиксированную частоту. Впрочем, мониторы с наличием технологии Flicker-free зачастую имеют более высокую яркость, из-за чего часто используется комбинированная система, когда на высоких яркостях устанавливается фиксированная частота, а на низких - широтно-импульсная модуляция.

Технология фильтрации синего цвета также внедряется многими производителями для уменьшения нагрузки на глаза. Когда синего цвета слишком много или слишком мало, в обоих случаях создаётся дополнительное напряжение для зрения. Таким образом, за счёт данной технологии происходит фильтрация низа видимого спектра синего, а для компенсации недостатка синего пользователю предлагается возможность регулировки уровня фильтрации. Присмотритесь к наличию таких пунктов характеристик товара, как Eye Saver Mode , Ultra-low Blue Light , Low Blue Light и т.д.

2. Подсветка

Светодиодная подсветка (LED) окончательно заменила на рынке флуоресцентные лампы (LCD). Многие считают, что LED-подсветка оказывает бо́льшую нагрузку на глаза, и отчасти они правы. Суть в том, что белые светодиоды отсутствуют в природе как таковые, поэтому для подсветки используются синие светодиоды. Более щадящим для глаз (и более дорогим по цене) является решение с использованием двух или более цветов для подсветки (маркировка GB-LED / RGB-LED).

3. Время отклика пикселя

Во времена старых ЭЛТ-мониторов большое влияние на зрение оказывала частота обновления экрана. 85 Гц казались земным раем после перехода с параметра 60 Гц. Но это практически неактуально для современных устройств, где нет существенной разницы между 75 Гц и 144 Гц. Гораздо более важный показатель - время отклика пикселя. Чем оно ниже, тем меньше смазывается картинка, что особенно важно в играх. Минимальные показатели задержки (около 1 мс) демонстрируют матрицы TN.

4. Разрешение дисплея

Здесь всё просто. Чем больше пикселей - тем выше чёткость изображения. Чем выше чёткость - тем меньше энергии тратят глаза, всматриваясь в мелкие детали.

Как выбрать монитор для защиты глаз:

Лучшие мониторы для глаз - Рейтинг 2019 года

10

Вполне недорогое и безопасное решение, с «задатками» мультимедийности. Разумеется, идеальное качество картинки при столь низком ценнике вы вряд ли получите. Пользователи предупреждают, что при смене угла обзора возможен эффект обесцвечивания тёмных оттенков. К тому же монитор не игровой - несмотря на заявленное время отклика пикселя в 4 мс, VA-панель предоставляет такую скорость только при максимальном разгоне.

Другое дело, если монитор вам нужен в основном для работы, сёрфинга в браузере и просмотра кино. Благодаря пакету технологий Acer VisionCare (устранение мерцания, антибликовая технология + фильтр синего цвета) ваши глаза не будут уставать за долгое время работы за компьютером.

  • Acer VisionCare
  • Тонкорамочный дизайн
  • Хорошая передача цвета
  • Приятная цена
  • Эффект Black Crush
  • Требует долгой настройки
  • Скромные углы обзора

9


Если вы ищете монитор для минимизации вреда зрению, вероятно, используете его для работы. Комфортное использование в этих целях обеспечено оптимальным соотношением сторон данной модели - 16:10. Работать в графическом или текстовом редакторе с таким монитором - одно удовольствие.

Не лучшим образом U2415 подойдёт для игр. Из-за того, что пиксели не успевают переключаться при воспроизведении динамических сцен или спецэффектов, вы можете замечать на экране характерный шлейф.

За безопасность зрения отвечают технология устранения мерцания подсветки и матовое покрытие. Отдельного упоминания стоит встроенный USB-хаб, через который можно подключать клавиатуру или мышку.

  • Отсутствие ШИМ
  • Широкий диапазон яркости
  • Хорошая конструкция подставки
  • Качественная цветопередача
  • Нет DVI/VGA
  • Наличие затемнений на белом фоне по углам
  • Немного завышенная цена

8


Хорошо известный сознательным покупателям термин Flicker-Free активно используется производителями для защиты глаз пользователей от мерцания (ШИМа). Однако мало кто раскрывает все технические особенности реализации этой технологии. На их фоне выделяется старый-добрый бренд Viewsonic, заявляющий: яркость светодиодов у них регулируется с помощью изменения силы протекающего тока (другими словами, DC-модуляция). Тот факт, что у данного монитора мерцание отсутствует практически полностью, подтверждается осциллограммами от авторитетного немецкого ресурса PRAD.

VX2263Smhl поддерживает разгон матрицы, обладает режимом лучшего отображения тёмных сцен, умением работать с гаджетами через стандарт MHL.

  • Нет мерцания на всех уровнях яркости
  • Есть фильтр синего
  • «Выбор покупателей»
  • Встроенные динамики
  • Засветы в нижних углах
  • Слабо регулируемая подставка
  • Высокий процент брака

7


Ещё один бюджетный вариант для тех, кто не желает переплачивать. Отменный безрамочный дизайн дополняется матрицей высокого качества AH-IPS, которая не даёт глазам уставать из-за неиспользования ШИМ (настраивайте через программу Asus Splendid). Модель имеет небольшой вес и удобна в настройке. Есть встроенная коррекция изображения, сенсорные кнопки (хотя некто ругается на случайные нажатия), отсутствуют любые посторонние звуки.

Монитор оснащён парочкой HDMI-интерфейсов и даже имеет D-sub, что, несомненно, порадует владельцев раритетной техники. К такому монитору не составит проблем подключить напрямую игровую приставку.

Из недостатков следует отметить отсутствие крепления VESA и откровенно никакие встроенные динамики.

  • Нет ШИМ и сопутствующей головной боли
  • Стильный безрамочный вид
  • Нет задержек и шлейфов в играх
  • Блокировка клавиш монитора
  • Очень чувствительные сенсорные кнопки
  • Стандартные настройки требуют коррекции
  • Звук

6


Особого интереса среди многих линеек бренда BenQ заслуживает EW. Эти мониторы имеют перечень важных фирменных технологий, заключённый в пакет Eye-Care. На любом из уровней яркости вы не заметите никакого мерцания, а подавление синего цвета не сильно сказывается на цветопередаче - для этого предусмотрена продвинутая технология Low Blue Light с 4 разными режимами.

Ещё один положительный момент для глаз - интегрированная в EW2775ZH система авторегулировки уровня яркости с удобным переключением. А повышение резкости картинки достигается за счёт функции «Суперразрешение». Это особенно актуально для контента невысокой разрешающей способности, т.е. при малой изначальной плотности пикселей.

  • Технологии сниженного "синего свечения" и мерцания
  • Автоматический контроль яркости
  • «Суперразрешение»
  • Надёжная подставка
  • Неравномерность подсветки
  • Медленное и не очень удобное меню
  • Нет входа DVI

5


Acer имеет огромную армию фанатов, и это не должно удивлять, ведь компания беспокоится о здоровье своей аудитории клиентов. Например, в этом мониторе используется технология BlueLightShield™, уменьшающая воздействие на глаза синего света, который создаёт потенциальную опасность для зрения. Происходит это за счёт автоматической регулировки цветового оттенка и яркости. Пользователю даётся выбор одного из 4 параметров фильтра с помощью экранного меню. Таким образом вы подберёте для себя лучший режим, подходящий для конкретных условий.

Также используется технология Flickerless. Она нивелирует мерцание экрана, что создаёт сниженную нагрузку на глаза и особенно важно для длительных рабочий сессий.

  • Огромная диагональ
  • Отсутствие мерцания
  • Фильтрация синего цвета
  • Разрешение высокой чёткости - 2K
  • Матовое покрытие
  • Нет HDMI-кабеля в комплекте
  • Большой вес
  • Нет встроенных динамиков (для кого-то плюс)

4


Это профессиональная модель с соответствующей стоимостью. Предназначена в первую очередь для тех, кто работает с графикой. 32-дюймовый дисплей с IPS-матрицей имеет разрешение ультравысокой чёткости 4K. BenQ заявляет о 100% охвате цветовой гаммы sRGB. Уровень максимальной яркости достигает 350 кд/м2, что наряду с матовым покрытием обеспечит удобство работы при очень ярком освещении. С помощью датчика освещённости устройство может самостоятельно регулировать оптимальный уровень подсветки.

Конечно, здесь использована подсветка без мерцания, а заводские преднастройки снижают яркость синего. С помощью датчика присутствия монитор может автоматически уходить в режим энергосбережения, когда за ним никто не сидит.